Мировой опыт должен стать примером для защиты прав человека на здоровье и жизнь на областных дорогах

1101
18 марта в здании Правительства Ленинградской области под руководством Губернатора Александра Дрозденко состоялось заседание Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве Ленинградской области. Во встрече приняли участие более 60 человек, более половины из них – сотрудники органов безопасности. Заместитель начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Алексей Сумин доложил Комиссии «О состоянии аварийности на дорогах Ленинградской области». Другие докладчики рассказали об итогах реализации программ повышения безопасности дорожного движения, об обеспечении безопасности пассажирских перевозок, о создании системы фото-видеофиксации нарушений ПДД, об оказании медицинской помощи, пострадавшим в ДТП.

Такие вопросы, по мнению Уполномоченного, чрезвычайно важны для обсуждения. Ведь в результате 3 573 дорожно- транспортных происшествий в 2012 году были нарушены права 5565 человек на здоровье и права 627 человек на жизнь. По этим показателям область занимает одно из последних мест на Северо-Западе, и показатели эти хуже, чем средние по России. Докладчики отметили, что и в 2011, и в 2012 годах при реализации программы повышения безопасности дорожного движения предполагалось ежегодно снижать количество ДТП на 3%. Однако вместо шестипроцентного (в сумме за два года) снижения числа ДТП произошел их рост на 6,9%. Важно отметить, что на мероприятия программы ежегодно из областного бюджета направлялось в среднем по 10 млн рублей. На фоне этих цифр почти нереальным Уполномоченному показалось сообщение, что на эти же цели в 2013 году предусмотрено в 33 раза больше бюджетных средств - 334 миллиона, а в последующие три года еще по 200 с лишним миллионов рублей. Казалось бы, ожидается революционный, коренной перелом в борьбе с ДТП. Однако целью программы, судя по докладу, является ежегодное сокращение на 5% числа лиц, погибших в результате ДТП. Это означает, что цели программы будут достигнуты, если в результате расходования 334 млн. руб. в 2013 году погибнет на дорогах не 627 человек, а 596.

Председатель комитета по ЖКХ и транспорту Дмитрий Разумов, отвечая на вопрос из зала о том, почему «наши», переехав финскую границу, становятся «шелковыми» и соблюдают все правила дорожного движения, легко подытожил: «А у них там другой менталитет». Похоже, он имел ввиду менталитет финского народа, сразу приговорив «наш». Вероятно, не понял, что не финны, а все въезжающие становятся «шелковыми», быстро «поменяв свой менталитет». Но так ли это? «Быть может, нужно не на замену менталитета замахиваться, а организовать работу контролирующих служб с учетом мирового опыта?», - отметил Уполномоченный. В отчетном материале подробно в штуках и процентах перечислены данные о количестве ДТП, погибших и травмированных, о росте этих цифр в отдельных районах. Первопричиной названо «несоответствие скорости конкретным условиям». И как отчет о проделанной работе - 787 выступлений представителей ГИБДД на радио и телевидении, 49 тематических рейдов, среди которых «по выявлению угнанных автомобилей, по нарушениям правил парковки и остановки автомобилей» и др.

Главного Уполномоченному на комиссии услышать не удалось. Где профессиональный анализ конкретных причин ДТП, привязанный к реальным дорогам, по временам года и конкретные меры, принятые по нему? Ведь не на всех же дорогах равномерно происходят аварии. Если нанести их на карты, и не за один год, то аварийные дороги и опасные участки предстанут как конкретные объекты на местности для непосредственного принятия мер. Нужны абсолютно точные данные о ДТП на федеральных и областных дорогах раздельно (а их нет!), поскольку областные деньги будут затрачены на установку камер только на региональных дорогах. Нужны выводы: аварии чаще происходят на прямых из-за превышения скорости, при крутых левых поворотах в отсутствие знака или сплошной разделительной линии, зимой, ночью, на сужениях, при плохо оборудованных обочинах и проч. Нужно точное определение сосредоточения мест таких аварий. Вот тогда во время докладов на экранах появились бы фотографии этих дорог и конкретных принятых мер. Мер, которые бы были заметны всякому проезжающему. Правда, в докладах, озвученных на комиссии, принимаемые меры были перечислены: изготовление 10 тыс листовок, 20 плакатов «Не топи жизнь», закупка машин для ГИБДД и оборудования для выявления паров этанола и средств измерения скорости. Почти 6 млн было затрачено на обучение школьников и педагогов.

А как же главный принцип «неотвратимости наказания» и главный лозунг о предупреждении и предотвращении нарушений? Почему бы не принять финский опыт установки на дорогах «скворечников», в которых кочуют фотофиксаторы. На дорогах стоят знаки, предупреждающие о съемке. Возможно, на опасных участках дорог следует устанавливать дополнительные знаки и информацию об особенностях управления и количестве ДТП, менять разметку. Очень действенно электронное табло, отображающее скорость машины рядом со знаком. Если измеряет, значит, может и записывать. Можно идти по пути решительного снижения аварийности с конкретными мерами, сначала на некоторых дорогах, а потом распространять опыт на остальные. Много ли подобных мер мы видели на наших дорогах?

Сложно с ментальностью работников ГИБДД. Ведь машины и работники ДПС никогда не стоят до начала сплошной линии, всегда за поворотом в конце ее, чтобы не предупредить, а допустить нарушение и получить виновного. Конечно, у знаков «40 км/час», особенно там, где их применение не очень соответствует часто благоприятным дорожным условиям. Причем, где «прячутся» машины ДПС известно всем постоянно ездящим по одним и тем же маршрутам, попадаются в основном новички. Кстати, о взятках. А как в Грузии добились невозможности коррупции в дорожной полиции? Но ведь это факт, значит можно и не уменьшить, а исключить.

Но с трибуны рапортуют, что на дорогах области работают 6 фоторадаров и 28 (!) датчиков на КАД. А в планах не дешевые и эффективные «скворечники», а строительство 20 стационарных рубежей автоматической фиксации нарушений. Уже «направлены требования к техническому заданию на проектирование опор и рассмотрены вопросы возможного подключения электроэнергии». Дальше встанут вопросы страхования, обслуживания, ремонта, обновления. И это тоже деньги. В общем, все долго, громоздко и дорого. Как сказал Никколо Макиавелли, цель оправдывает средства. Но и объем применяемых средств должен соответствовать цели.

К сожалению, Уполномоченный не услышал хорошего анализа и предметного разговора о том, как решительно переломить ситуацию с высокой аварийностью. Замечательно, что Правительство области направляет почти миллиард на эти цели в программе на 4 года, но хотелось, чтобы цели были сформулированы высокие, а планы реальные. И нужно, заказывая исследования и областные программы даже авторитетным и постоянным исполнителям, требовать разработку «своего пути», обязательно на основе изучения мирового опыта в этой сфере и представления аналитических материалов этого изучения по принципу «это возьмем - это с учетом наших особенностей, а это отвергнем». Двигаться вперед и стать лучшими на все 100 возможно лишь, используя то, что сделано и достигнуто ранее. В противном случае и 250 млн рублей ежегодно не хватит на защиту прав человека на здоровье и жизнь на областных дорогах. И вновь виноват будет менталитет?